Большие буквы

Как читатель наверняка догадался, речь пойдет об объемных буквах, применяемых при изготовлении вывесок. Эти буквы могут быть большими и не очень, изготовленными из самых разных материалов, с подсветкой и без нее. Об особенностях их производства и применения мы попросили рассказать специалистов.

Компаний, предлагающих заказчикам изготовление объемных букв, очень много. На наши вопросы ответили специалисты двух серьезных фирм, широко известных на рынке — Александр Соловьев, генеральный директор компании ЛаТек и Сергей Окованцев, директор по маркетингу компании We R.Signs, где существует отдельный проект «Большая Буква».

Из каких материалов сейчас чаще всего изготавливают буквы? В каких случаях лучше применять, например, металлические, пластиковые, акриловые и иные буквы?

Сергей Окованцев: Наибольшей популярностью пользуются буквы корпусные и клееные из пластика. Далее идут буквы из нержавеющей стали. Для оформления офисов и интерьерных вывесок все чаще стали использовать пенопластовые буквы. Важным моментом при выборе технологии изготовления букв является непосредственно место размещения вывески. Если это вывески внутри торгового центра, то технология должна обеспечивать максимальное качество изготовления — без малейших щелей и перекосов. Поэтому буквы чаще клеятся из пластика, используют также нержавейку. Если буквы висят на расстоянии, то можно использовать буквы большого размера, в основном корпусные с внутренней подсветкой.

Александр Соловьев: Выбор материала для изготовления букв определяется несколькими факторами. Во-первых, материал должен соответствовать принятым корпоративным стандартам или видению дизайнерского решения заказчиком. Во-вторых, есть технические ограничения возможностей применения различных материалов. Ультрафиолетовое излучение, перепады температур, другие особенности климата, уровень загрязненности городов оказывают серьезное влияние на ресурс эксплуатации объемных букв, выполненных из различных материалов. Например, для размещения вывесок в условиях высокой солнечной активности лучше подойдут объемные буквы из нержавеющей стали. Сталь очень хорошо отражает инфракрасное излучение (что важно для светодиодной подсветки) и дольше сохраняет первоначальный цвет покрытия, в отличие от пластиковых букв. Кроме того, нержавеющая сталь обладает необходимой механической прочностью для эксплуатации при ветровых нагрузках, снегопадах и т.д. Зато буквы, склеенные из пластика пока заметно дешевле.

Какие шрифты обычно используются? Вызван ли выбор определенных шрифтов сложившимися традициями или удобством при изготовлении и эксплуатации? Применяются ли необычные, «экзотические» шрифты, если да, то в каких случаях?

Сергей Окованцев: Как правило, используются стандартные шрифты или фирменные написания. В России отсутствует какая-либо традиция применения экзотических шрифтовых решений. Думаю, что во многом это связано с технологической «неготовностью» наших производств делать сложные буквы. Для многих компаний чем проще, тем лучше. Однако, в последнее время, когда многие стали размещать изготовление букв на подряде, проблем с производством нет. Подрядчик просто берет макет и по нему выполняет работу без лишних вопросов и дискуссий.

Александр Соловьев: Сейчас многие компании имеют корпоративные стандарты оформления, поэтому выбор шрифта зачастую определяется не дизайнером рекламной компании, а существующим бренд-буком. Для производственной компании «экзотическим» может быть не столько написание шрифта, сколько размер букв. Например, выполнение букв шрифта «Times» высотой 6 см требует применения «экзотической» технологии.

Какие технологии сейчас применяются при изготовлении объемных букв? Каковы наиболее часто встречающиеся размеры и объем букв?

Сергей Окованцев: Стандартные буквы имеют глубину 12,5 см. Это исторически сложившийся стандарт, пришедший к нам с Запада. Это наиболее удобная глубина для всех имеющихся видов подсветки. Изготавливаются такие буквы из ALS-профиля, из которого выполняется боковина буквы. Задняя крышка делается из пластика, а лицевая из светорассеивающего пластика с накатной цветной пленкой. Для монтажа лицевой крышки применяется тримм или металлопластиковый профиль. Это полностью ручной труд. Что касается производства клееных букв, то здесь на первый план выходит опыт и мастерство макетчика и технолога. Размеры самые разные. По нашей статистике средняя высота букв 40-60 см для корпусных букв и 20-30 см для букв из нержавеющей стали. А максимальная высота букв ничем не ограничена.

Алексанрд Соловьев: Наиболее часто объемные буквы используются на фасадных вывесках и при оформлении интерьеров. За последний год ЛаТек смонтировал более тысячи вывесок, и большинство из них были высотой от 60 см до метра. Соответственно, наиболее ходовой размер букв на фасадных вывесках составляет от 30 до 60 см. В интерьерах размер букв обычно лимитирован длиной стены или высотой потолка в зоне reseption.

Как устроена подсветка букв, какие световые технологии чаще используются?

Сергей Окованцев: Подсветка — это наиболее важный и сложный вопрос при изготовлении букв. Вы можете обратить внимание, что более 75% проблем в вывесках из букв проявляются именно в подсветке. Прежде всего это неравномерность и неяркость засветки, преждевременный выход из строя элементов подсветки, разные оттенки свечения и т.д. Иногда бывает, что проблемой является чрезмерная яркость свечения букв, так как в темное время суток такие буквы сливаются и перестают выполнять задачу вывески по информированию клиента. Просто вывеска нечитаемая.

Александр Соловьев: В последнее время для подсветки букв активно используются гибкие светодиодные линейки, что связано как со снижением их стоимости, так и с большим разнообразием их конструкций. Однако, разговоры о вытеснении неона из наружной рекламы светодиодами несколько преждевременны. Например, надежность применения светодиодов в наружной рекламе до сих пор вызывает много вопросов. Светодиодная техника сейчас стремиться к расширению своих позиций на рынке бытовых и промышленных источников освещения. Рекламный рынок для данной продукции пока просто «пикник на обочине». Неон же является чисто рекламной технологией и решает многие задачи рекламного освещения лучше. Например, адекватной замены вывескам с открытым неоном до сих пор нет. Дальнейшие перспективы применения гибких LED-линеек во многом зависят от стратегии китайских производителей, которые поставляют на рекламный рынок практически всю светодиодную продукцию.

Какие способы окраски букв преобладают?

Сергей Окованцев: Оклейка пленкой или порошковая покраска. Еще есть масса декоративных техник окрашивания: под ржавчину, искусственное «старение», под камень или гранит и т.д. Оклеивать пленкой нежелательно, так как рано или поздно она потрескается и выцветет. Лучше использовать сразу боковины, покрашенные в нужный цвет непосредственно на фабрике. При промышленной окраске лист алюминия проходит до 12 различных обработок с применением специализированных материалов (обезжиривание, грунтование, базовое окрашивание и т.д.) Если просто окрасить оцинковку, то с высокой долей вероятности она облезет через короткое время.

Александр Соловьев: Наш широкий опыт монтажа и демонтажа вывесок в регионах говорит о том, что в большинстве случаев объемные буквы оклеиваются пленкой, также часто используются стандартные обкладки из окрашенного алюминия. Если говорить о буквах из нержавеющей стали, то здесь существует определенная тенденция. На улице может использоваться технология порошковой окраски сварных металлических букв, а в интерьере, где требования к качеству намного выше, используется технология окраски букв автоэмалью. В последнем случае удается также добиться более точного подбора цвета по корпоративному стандарту.

Какова примерная стоимость букв разных видов и типов?

Сергей Окованцев: Стоимость варьируется в зависимости от типа подсветки, размера букв, технологии изготовления, необходимых дополнительных работ и т.д. Корпусная буква стоит от 2 до 4$ за один сантиметр высоты, а буквы из нержавеющей стали от 3 до 5$ за один сантиметр. Но это очень условные цифры.

Александр Соловьев: Мне кажется, что стоимость букв в Москве и регионах различается так же, как и стоимость картофеля или помидоров. Это зависит скорее от особенностей рынка. Объемные буквы в регионах выполнены из более доступных материалов, собраны обычно вручную, и поэтому более дешевы. Изготовить в регионе объемные буквы из нержавеющей стали с качеством, оправдывающем их стоимость, достаточно сложно. Для этого рекламной компании требуется высокая технологическая оснащенность и опыт.

В каком направлении движутся инновации в технологиях изготовления букв? Каковы перспективы рынка, на ваш взгляд?

Сергей Окованцев: Прежде всего — переход подсветки на светодиодные технологии. Это и экономия электричества, и надежность, и яркость. Теперь у всех рекламно-производственных компаний есть альтернатива делать самим или заказывать буквы в специализированной компании. Это очень важно, когда такой выбор есть. К сожалению, наш рынок пока не готов к дешевым буквам, которые отливаются под давлением из пластика, так как это требует большого объема потребления. Также пока я не верю в успех стандартных наборов готовых букв, из которых можно складывать нужную надпись на витрину. Цена такой буквы должна быть на уровне 100 рублей, но пока такой цены нет. Я очень надеюсь, что в нашей стране начнет складываться культура применения вывески. Каждая фабрика, каждый склад, каждое офисное здание должно иметь свою вывеску. У нас пока до этого далеко. Но зато в этом и скрывается потенциал этого направления бизнеса.

Александр Соловьев: Мы занимаемся развитием технологии изготовления объемных букв с гнутой боковиной из нержавеющей стали и световой лицевой частью. Такая конструкция превосходит по качеству буквы, выполненные из алюминия или собранные из отдельных стальных элементов (полосок). Данная технология открывает широкие возможности для изготовления букв небольших размеров. Очевидная перспектива на рынке объемных букв — более активное использование светодиодных линеек для подсветки. Наши конструкторы разрабатывают интересные решения с применением светодиодов, но не всегда находят подходящие светодиодные линейки, например с узконаправленными светодиодами. Думаю, что более тесное сотрудничество производителей и поставщиков светодиодных линеек с рекламными фирмами, занимающимися разработкой конструкций, ускорило бы реализацию перспективных возможностей.

Журнал «Наружка для заказчика», июль 2009 г.

 
Заказать звонок
* — поля обязательны к заполнению.