Покоряя высоты…

Или Крылья для Башни Федерация. История одного проекта


В 2007 году компания ЛАТЕК, успешно выполняющая оформление отделений банковской группы ВТБ на «земле», покорила новую для себя вершину в прямом и переносном смысле. Если быть точными, то конкретная высота составила 210 метров. Именно на таком расстоянии от земли должны были разместиться два фирменных знака — логотипы банка ВТБ. Примеров размещения рекламных конструкций на такой высоте в мире существуют единицы, что делало особенно значимым этот проект как для ЛАТЕК, так и для банка.

Компания ЛАТЕК смогла осуществить столь технологически сложный заказ, несмотря на отсутствие примеров подобных решений на тот момент.

Месторасположение

Местом расположения новых рекламных знаков – крыльев стал строящийся деловой комплекс Башня "Федерация" на территории московского международного делового центра «Москва-Сити». Комплекс включал в себя два небоскреба высотой 243 и 360 м. Знак ВТБ должен был размещаться на фасадах западной башни (243 м).

Само здание представляло собой уникальный архитектурный проект. Внешняя часть фасада – это непрерывное остекление из полированного стекла, дающее эффект зеркального панно. Кроме того, конструктивные особенности здания таковы, что стеклянные фасады не являются плоскими, а имеют специальную обтекаемую форму, образованную стеклопакетами, имеющими индивидуальные размеры и углы установки. Именно такими особенностями архитектуры Башни и была продиктована уникальность проекта по монтажу конструкции.

Наверное, самым известным примером подобного фасада является небоскреб «Огурец» - творение британского архитектора Норманна Фостера. Оно весьма органично вписалось в панораму лондонского делового центра. Именно эти архитектором и был разработан проект для «Москва-Сити».

В первоначальном варианте проекта планировалась установка стандартной крышной конструкции — объемные буквы, немного выступающие за фасад. Для проектирования и монтажа такой конструкции потребовалось бы внесение изменений в проектно-строительную документацию (изменение конструкции остекления и межэтажных перекрытий в зоне установки знаков с северной и южной сторон фасада).

Кроме того, требовалось внесение изменений в модель застройки, использовавшуюся при аэродинамических исследованиях (продувах). Основную проблему создавали именно ветровые нагрузки, возникающие в зоне установки знаков. Более того, верхние этажи здания имели статус VIP-зоны, где возможные акустические эффекты от установленной конструкции были особенно недопустимы.

Поскольку компания ЛАТЕК приступила к разработке проекта уже на стадии строительства здания, внести изменения в проект при высоких темпах строительства уже не представлялось возможным. Отказ от традиционного способа установки конструкции потребовал кардинально новых методов и приемов размещения вывески. 

После тщательной проработки всех возможных вариантов было принято решение разместить изображение знака из специальной пленки снаружи фасада и системы его подсветки светодиодами в направленных светильниках, расположенными внутри здания.

БФ_крыло.jpeg

Техническая реализация

Согласно плану проекта вывеска должна была занимать пространство двух этажей — 57-ого и 58-ого. В итоге общий размер конструкции составил 7×8 м. Принципиально важным моментом стала установка световой интерьерной части конструкции на VIP-этажах. Важно было минимизировать занятое пространство, а также максимально вписать всю систему в интерьер помещения. В итоге удалось добиться точного повторения рекламной конструкцией формы фасада здания, а также изображения самого знака. Световую систему установили максимально близко к стеклам, но не вплотную, так как механический контакт с остеклением не допускался по техническим условиям. Параметры самих светильников подбирались так, чтобы не возникало эффекта переотражения от стеклопакетов или рассеивания света.

Для снижения эффекта светорассеивания была специально разработана математическая натурная модель, которая позволила проводить различные исследования на собственном производстве ЛАТЕК. В качестве подсветки были использованы узконаправленные светодиодные модули. Их выбор был обусловлен как техническими характеристиками, так и легкостью и скоростью обслуживания и замены.

Конструкцию необходимо было расположить так, чтобы она не вносила дополнительного затенения помещения. Знак в то же время должен был подсвечиваться.

В этом смысле использование светодиодов с узконаправленным световым потоком позволило добиться равномерного засвечивания пленки, с четкой контрастной границей изображения. Нетрудно предположить, что размещение знака на высоте более 200 м от земли порождает другую проблему — в пасмурную погоду или при низкой облачности вывеска может быть совсем незаметна.

Для улучшения видимости знака в таких условиях была предусмотрена возможность изменения мощности свечения. Та же возможность была использована при совмещении световых эффектов и общей подсветки самого фасада и рекламной конструкции. Вся осветительная система знака была установлена внутри габарита рамы стеклопакета, на максимально близком расстоянии от стекла. Мощность потребления составила около 5 кВт. С размещением знака на площади двух этажей также возникли сложности.

Полоса бетонных межэтажных перекрытий могла визуально разделить знак черной линией на две части. Из-за полосы размером 0,7×1,0 м на здании высотой 243 метра нам пришлось самостоятельно разрабатывать отдельный подпроект изменения данного участка.

Как выяснилось позже, в местах межэтажных перекрытий были установлены не стеклопакеты, а покрытые эмалью стекла. После согласования всех нюансов компания изготовила и установила специальные стекла с прозрачной полосой, на которые затем была нанесена пленка. Внутрь блока помещались световые элементы.

Актуальным оставался вопрос о том, как будет вести себя пленка в подобных условиях. Ведь расположение на такой высоте означало сильное воздействие температурных перепадов и прочих погодных факторов. Выбор пленки пал на материалы компании 3М. Основные достоинства — высокий уровень адгезии и устойчивость к атмосферным условиям.

Было не ясно, как на подобной высоте будет восприниматься и визуальный образ. При пробных нанесениях оказывалось, что на высоте 210 м изображение с любой точки обзора на разном расстоянии выглядело сплющенным. Поэтому еще на стадии проектирования изображение знака подверглось коррекции. Радиус обзора вывески составлял около 1 км, вывеска хорошо просматривалась со станций метро «Октябрьская» и «Багратионовская».

Для банка это был очень важный и ключевой проект. Поэтому наша компания постаралась максимально точно выполнить все требования заказчика и четко уложилась в установленный план как по срокам  и по технологии.

Крыло Башня Федерация.jpeg    Крыло башня Федерация ночь.jpeg