Истории московских вывесок
Часть 1
Одним из интригующих экспонатов Исторического музея в Москве является знаменитая гравюра Адриана Шхонебека и учеников «Вид усадьбы графа Ф.А.Головина и Немецкой слободы в Москве. 1705 г.»
Фото из интернета
Здесь много чего изображено: и Испанский городок, и кавалькада, сопровождающая царя Петра I с царевичем Алексеем в коляске.
Но есть еще одна деталь, делающая эту гравюру поистине уникальной.
Присмотритесь: на одном из домов висит прямоугольная вывеска на кронштейне и ниже написано: «In de witte Fontuy “ n», что в переводе с голландского означает – «У белого фонтана».
Фото из интернета
И это – самое ранее изображение вывески не только во всей Немецкой слободе, но и во всей Москве, и даже во всей России!
До эпохи всеобщей грамотности вывеска, что в Москве, что в Европе, не маскировала смысла. Например, обычный медный таз вывешивали снаружи рядом с рабочим местом цирюльника вплоть до XX века. И любой московский житель знал: здесь тебя помоют, побреют, подстригут, а может быть, и еще как обслужат.
Фото из интернета
В Европе и США цирюльню обозначал совсем другой знак: красно-белый столбик или красно-бело-синий.
Московские барбер-шопы взяли его на вооружение совсем недавно. Хотя этот символ и подревнее, чем медный таз будет!
В должностные обязанности цирюльни раньше входили не только стрижка и бритье, но и общее поддержание здоровья клиента, то есть, вырывание зубов и кровопускание.
Сушиться использованные бинты вывешивали на улицу, наматывая их на столбик. Так смекалистые прохожие догадывались, кто в теремочке живет.
Государство особенно не вмешивалось в творческую составляющую вывесок. Только, если дело не касалось нежно опекаемой торговли алкоголем и табаком.
На сей счет камер-коллегия – контролирующий орган – выпустила указ, который запрещал малевать на стенах кабаков картинки и «другие непристойные знаки». Можно было лишь написать просто и внятно: «В доме сем питейная продажа». А еще эти казенные лицензирующие органы запретили использовать в таких вывесках слово «казенная». Государство к народному пьянству не имеет никакого отношения.
К концу XIX века и появлению в Москве не просто теории и практики малых дел, а капитализма, вывесок стало много.
Вывескных живописцев или еще по-другому вывескных мастеров объединили в ремесленные цеха еще при Екатерине. К более поздним временам они стали (если реклама – двигатель торговли), то, пожалуй, первыми автомеханиками капитализма, вернее, жестянщиками.
В официальных документах говорилось так: «писание вывесок есть особый специально-художественный раздел малярного дела». Малярам-красильщикам до маляров-вывесочников было, действительно, далеко.
А изображать было что!Парное мясо, готовое к превращению в ароматную, дымящуюся ветчину.
Источник: https://foto-history.livejournal.com/9220448.html
Свежайшая рыба из Волги, Оки и Днепра для наваристой ухи.
Источник: https://foto-history.livejournal.com/9220448.html
Хлеб, только вынутой из печи и пахнущей полем и домом.
Источник: https://foto-history.livejournal.com/9220448.html
Чай привезенный караванами из Китая и гарантирующий незабываемую застольную беседу.
Источник: https://foto-history.livejournal.com/9220448.html
По материалам программы «Сделано в Москве. Вывески» Москва 24.